20 октября 1986 года, аэропорт "Курумоч" Куйбышев, 16:40 по местному времени.
На посадку заходит Ту-134А рейса Свердловск-Грозный. На борту 85 пассажиров (14 из них дети) и 8 членов экипажа. В тот октябрьский вечер 1986 года в аэропорту «Курумоч» погода стояла летная – ясная и тихая. Никто еще не знал, что буквально через считанные минуты здесь произойдет страшная трагедия.
А началось все в 16 часов 40 минут по местному времени, когда самолет ТУ-134, следовавший рейсом из Свердловска в Грозный с промежуточной посадкой в Куйбышеве, сообщил о своей готовности к приземлению, а затем начал заход к взлетно-посадочной полосе.
Уже потом следствие установило, что в момент приземления все системы крылатой машины работали штатно, а в кабине пилотов царила привычная предпосадочная обстановка.
Диспетчер тоже не мог предполагать ничего другого, потому что на счету командира корабля Александра Клюева и второго пилота Евгения Жирнова к тому времени были сотни часов налета и десятки рейсов.
По словам очевидцев, уже в тот момент, когда до соприкосновения переднего шасси лайнера со взлетно-посадочной полосой оставались считанные секунды, было хорошо заметно, что продольная ось самолета находится под слишком острым углом к бетонной поверхности, а сам он снижается слишком быстро для воздушных судов этого класса.
Возможно, что в последние мгновения перед посадкой эти несоответствия заметил и диспетчер, но поправить что-либо было уже не в человеческих силах.
Невозможно даже представить состояние свидетелей, на глазах которых произошла эта чудовищная катастрофа.
«Тушка» коснулась бетонки не мягко, как это обычно бывает при посадке, а буквально врезалась в нее с перегрузкой 4,8g. Шасси от удара сломались практически сразу. В результате самолет лег на брюхо, и его примерно метров триста по инерции тащило по полосе. Корпус «тушки» стал заваливаться по курсу вправо. Его вынесло с бетона. Когда передняя часть самолета выехала на мягкий грунт за краем полосы, огромная машина перевернулась через правое крыло вверх шасси и, наконец, остановилась.
В эти невероятно долгие мгновения, противостоящие друг другу, силы инерции и земного тяготения со страшным хрустом и скрежетом кромсали и корежили металлический корпус воздушной машины. В момент переворота почти целиком оторвалось и отлетело в сторону правое крыло самолета, а левое сложилось вдвое. К тому же при ударе о бетон корпус «тушки» переломился на две неравные части, огромная трещина прошла метрах в двадцати за кабиной пилотов.
Из разрушенных топливных баков самолета на раскаленные турбины двигателей потоком хлынул авиационный керосин, тут же вспыхнувший гигантским факелом.
Из 93 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолета в момент катастрофы, впоследствии в живых остались 24 человека, в том числе из 14 детей – лишь один мальчик, житель Грозного Дослан Паршоев.
При разборе останков самолета были целыми и невредимыми найдены «черные ящики». Именно эти хитроумные приборы и стали главным вещественным доказательством при расследовании причин беспрецедентной для Куйбышевской области авиакатастрофы.
Уже примерно через две недели после трагедии Правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели десятков человек стал... командир корабля, пилот первого класса Александр Клюев.
Суть его служебного проступка, обернувшегося тяжким преступлением, на первый взгляд звучит невероятно.
Бесстрастная несгораемая проволока «черного ящика» с документальной точностью зафиксировала разговор первого пилота с другими членами экипажа, из которого следовало, что в момент приближения самолета к аэропорту Куйбышев Клюев... поспорил с коллегами, что посадит машину на бетонную полосу вслепую, по одним только показаниям приборов.
Клюев закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками, после чего и повел «тушку» к земле. Однако это был как раз тот случай, когда даже у опытного пилота, что называется, дрогнула рука...
В результате самолет подошел к бетонке под слишком крутым углом наклона и с непомерно большой скоростью. Произведенные впоследствии расчеты показали, что шасси ударились о взлетно-посадочную полосу с нагрузкой, в несколько раз превышавшую их предел прочности, от чего они сразу же сломались.
Все дальнейшее читателю уже известно...
Процесс по делу Александра Клюева проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР. Он был закрытым для прессы и общественности.
Пилота признали виновным в преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 85 УК РСФСР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта) и приговорили к максимальному сроку, предусмотренному этой статьей, – 15 годам лишения свободы.
Правда, потом дело было пересмотрено, и срок заключения Клюеву сократили до 6 лет. По некоторым данным, после освобождения вплоть до 1994 года он жил в поселке Мехзавод, а затем уехал в Ульяновскую область.
Вот такой ас-пилот...
В результате - крупнейшая в истории Поволжского региона авиационная катастрофа с многочисленными человеческими жертвами.